В современном мире бизнеса Ричард Брэнсон — аномалия. В эпоху стратегов он — оппортунист. Его компания Virgin Group представляет собой поистине феномен бизнеса. Никогда раньше отдельная марка не охватывала столь успешно такой разнообразной сферы товаров и услуг. Характерный красный с белым логотип Virgin кажется таким же растяжимым, как презервативы Mates — одно из изделий, которые она продвигает. Основная заслуга Брэнсона — именно в создании универсального бренда.
Персонаж фильма «Четыре свадьбы и одни похороны» шутит, что его друг, должно быть, самый богатый человек в Британии, но тот возражает:
«Конечно нет. Есть ещё королева. И у этого типа Брэнсона дела идут чертовски хорошо».
У самого известного предпринимателя Британии Брэнсона дела идут «чертовски хорошо» уже более трех десятилетий. Он начал свой первый бизнес в возрасте 16 лет и в 24 уже был миллионером. Сейчас, когда ему за 50. Брэнсон регулярно входит в список богатейших людей мира журнала Forbes.
Его состояние оценивается в 3 млрд долларов, но точную оценку дать сложно, поскольку его компании — частные, постоянно делящиеся и множащиеся, контролируются рядом офшорных трестов — абсолютно легальных и честных, но в которых легко запутаться.
Сегодня Брэнсон — движущая сила в центре паутины, состоящей из более 200 компаний, в которых работают более 30 ООО человек по всему миру. Его коммерческие интересы охватывают путешествия, отели, потребительские товары, компьютерные игры, музыку и авиалинии. Существуют даже пенсионная и инвестиционная системы Virgin.
Но финансовые услуги — нечто совсем иное, нежели молодая звукозаписывающая компания, которая помогла открыть панк на музыкальной карте 80-х, начиная с весьма спорной группы «Sex Pistols». Всё в ее записях предполагало бунт — включая интерпретацию «Sex Pistols» гимна Британии «Боже, храни королеву», но для Брэнсона она была краеугольным камнем для достижения своих целей.
К тому времени Virgin уже завоевала уважение поколения хиппи альбомом «Tubular Bells» молодого неизвестного певца Майка Олдфилда. Таким образом, Брэнсон создал новый сплав бунтарства и бизнеса — и вывел уникальную теорию бренда. Теперь он просто иногда повторяет свой рецепт.
И все же Брэнсон — больше, чем просто бизнесмен. Он — популярная общественная фигура, которой одинаково восхищаются и старшее поколение, и современные молодые люди, принадлежащий к поколению бизнес-лидеров, выросших ещё в 60-е, он был «хиппи-капиталистом». К этому он добавил репутацию искателя приключений, установив новый мировой рекорд по пересечению Атлантики и чуть не погибнув при попытке совершить кругосветное путешествие на воздушном шаре.
Его отчаянная храбрость вне деловой жизни равна дерзости его выходок. Он несколько раз использовал марку Virgin, чтобы открыть огонь по агрессивным лидерам рынка и встряхнуть сперва большие звукозаписывающие компании, затем авиалинии, а совсем недавно — компании, выпускающие безалкогольные напитки, и рынок финансовых услуг. Несколько раз эти коммерческие приключения почти доводили его компанию до банкротства. Но с их помощью он завоевал любовь и симпатии сперва британцев, а затем и всего мира.
Однако популярный имидж даёт неверное предвление о Брэнсоне. Несмотря на свое богатство, он не умеряет своих коммерческих амбиций. Временами кажется, что он создает новые предприятия почти ежедневно. Один биограф назвал его «безжалостным амбициозным трудоголиком».
Брэнсон заявляет, что деятельность Virgin начиналась в городской телефонной будке, при уставном капитале меньше той суммы, которую большинство людей с удовольствием просадили бы за один вечер в ресторане. Он окружен мифами и анекдотами. Тем не менее бизнесмен и мастер создания брендов, истинный Брэнсон остается скрытым oт общественного мнения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий