26 мар. 2011 г.

Корпоративная рок-звезда


Брэнсон — не просто удачливый бизнесмен. Он принадлежит к новой породе антрепренеров, чья скандальная известность и постоянные чудачества демонстрируют, что у них больше общего с рок-звёздами, чем с «белыми воротничками», населяющими мир бизнеса.

Наряду с Анитой Роддик, Биллом Гейтсом и Тэдом Тернером Брэнсон стал своего рода идолом в мире большого бизнеса. Его можно отнести к новому поколению бизнес-лидеров, чья альтернативная философия является неотъемлемой частью привлекательности бренда Virgin.

Брэнсон сознательно нацеливается на рынки, на которых покупателя последовательно обдирают или плохо обслуживают, и его расчёт верен, а исход соревнования благоприятен. Ему доставляет наслаждение выставлять Virgin в виде нахального уличного пса, который, получив трепку, удирает, хватая большой бизнес за пятки. Никто не сможет сыграть в пьесе «Большой бизнес» Давида против Голиафа лучше, чем Ричард Брэнсон. Подобная стратегия маркетинга привлекает миллионы людей.

Где бы она ни появлялась, эмблема Virgin всегда находит своих клиентов. Сам Брэнсон — длинноволосый тип с зубастым оскалом и склонностью к эпатажу — так же известен, как и его компания. Пожалуй, он более известен, чем многие рок-звёзды, которым он помогал раскрутиться. (Говоря языком бизнеса, Брэнсон лично отвечает за основную часть интеллектуальной собственности компании.)

Как бы вы к нему ни относились. Брэнсон является одним из наиболее успешных бизнесменов на планете. Но его влияние и популярность распространяются далеко за пределы делового мира. Среди промышленных магнатов бизнеса он выделяется не только как успешный предприниматель, но и как искатель приключений. Вклад Брэнсона в Книгу рекордов Гиннесса включает самое быстрое пересечение Атлантики на яхте Virgin Atlantic Challenger и несколько попыток облететь землю на воздушном шаре.

Вместе с тем Брэнсон умудрился внушить любовь к себе британской публики таким способом, который не использовал до этого ни один другой предприниматель. Он боролся за то, чтобы Национальная лотерея стала предприятием, приносящим не личную выгоду, а доходы в стоящие дела; он возглавил правительственную кампанию по охране окружающей среды и выпустил презервативы Mates, чтобы поднять уровень осознания опасности СПИДа в обществе. Его фотографии появляются на первых страницах национальной прессы и телевидения почти так же часто, как фото членов королевской семьи.

Всё же, несмотря на то что он — миллиардер, имеющий собственный остров в Карибском море, Брэнсон каким-то образом умудряется оставаться обычным человеком. В отличие от других знаменитостей он сумел отстоять в глазах общественности своё право на уединение. Мы видим Брэнсона только тогда, когда он сам этого хочет. Он почти с равным успехом избегает негативных отзывов в обществе и создаёт позитивный образ компании.

Он сумел сохранить завесу тайны вокруг внутренних разработок своей финансовой империи. В 1986 году Брэнсон разместил бизнес Virgin на Лондонской фондовой бирже только для того, чтобы вскоре выкупить его обратно, потому что ему не понравились ограничения, которые повлёк за собой этот шаг. (Крушение биржевого рынка в 1987 году лишило компанию миллионов фунтов, упрочив его недоверие к деятельности инвестиционных обществ Уолл-стрит и побудив его снова взять контроль в свои руки).

Возвращение компании в частное владение позволило Брэнсону утаить её внутренние разработки от посторонних взглядов. Оно дало ему возможность создать уникальную бизнес-империю. В отличие от традиционной модели — группы дочерних компаний и филиалов, отчитывающихся перед компанией-держателем, — Virgin является по сути раздробленной империей: мириады свободных бизнесов, объединённых маркой Virgin, многие из которых — совместные предприятия с посторонними вкладчиками; разветвлённая рабочая сеть, которая, кажется, не имеет ничего общего с головной компанией, за исключением имени. Только Ричард Брэнсон и горстка его старших помощников имеют полное представление обо всей структуре. Большинство из них фактически неизвестны публике. Однако сам председатель является при этом неотъемлемой частью марки Virgin.

В этом есть нечто парадоксальное. Брэнсона как общественного деятеля мгновенно узнают миллионы людей. Он - приветливое, доброе лицо бизнеса. Человек, сделавший карьеру в большом бизнесе с нуля; человек, предпочитающий пёстрые свитера традиционным костюмам и галстукам. Но Брэнсон как частное лицо намного менее известен. Можно предположить, что есть два Ричарда Брэнсона: защитник прав потребителей. известный миллионам, и делец, известный только своим партнёрам по бизнесу.

Согласно Тиму Джексону, автору неофициальной биографии Брэнсона «Король Virgin», девизом Брэнсона должны были стать слова: «Искусство состоит в маскировке мастерства». Это — сущность управленческого стиля Брэнсона и краеугольный камень империи Virgin.

Комментариев нет:

Отправить комментарий