3 апр. 2011 г.

Бейте в самое уязвимое место


В ряде случаев Брэнсон использовал тактику «партизанской войны» против более крупного соперника. Когда только появились авиалинии Virgin Atlantic, их рекламная деятельность изначально строилась на противопоставлении Vigrin Atlantic намного более крупной British Airways. В то время слишком маленькая, чтобы быть серьёзным конкурентом, Virgin тем не менее распускала слухи о крупном сражении.

Стиль продвижения Virgin Atlantic того времени может быть охарактеризован как откровенно агрессивный. В штабе British Airlines Брэнсона рассматривали как выскочку, который слишком много о себе мнит. Ещё хуже было то, что он не имел опыта в создании авиалиний и стремился действовать по аналогии с другим выскочкой — Фредди Лейкером, чья авиалиния, перед тем как развалиться, внесла большой вклад в снижение цен на билеты на трансатлантические рейсы.

То, что произошло дальше, до сих пор не ясно. Создаётся впечатление, что определенная часть менеджмента British Airlines восприняла рекламную деятельность Virgin как публичное оскорбление своей компании. По-видимому, это привело к серьёзным разногласиям между соперниками, включая использование некоторых грубых приёмов конкуренции, направленных на подрыв бизнеса Virgin. Перед лицом серьёзной угрозы своей авиалинии и, возможно, всего бренда, Брэнсон вышел на бой.

В США он мог бы сыграть на «отличных антимонопольных законах», преследуя British Airlines в судебном порядке. Но в Великобритании он выбрал борьбу на другом поле. Хорошо зная, что в этой стране законы о конкуренции не так строги, он предпочел публично опозорить British Airlines.

Брэнсон сообщил прессе, что British Airlines развязала против Virgin Atlantic кампанию, используя в качестве средства борьбы набор грубых приёмов конкуренции. Эти утверждения были абсолютно голословными и казались столь необоснованными, что британская пресса просто не знала, что с ними делать. В конце концов заявления Брэнсона начал расследовать один документалист. Получившаяся программа была названа «Violating Virgin» (игра слов: Violating - поруганная, Virgin — девственница), и в ней были представлены необходимые доказательства в поддержку заявлений Брэнсона.

После того как документалист связался с British Airlines для получения комментариев по поводу своих открытий, в ответном письме представителя British Airlines было заявлено:
«Вы попали в сети пропаганды Ричарда Брэнсона, которая направлена на организацию ссоры с British Airlines с целью создания рекламы себе и своей компании и нанесения серьёзного урона репутации British Airlines».

Пытаясь успокоить своих сотрудников, British Arlines опубликовала это письмо в корпоративной газете ВА News. В письме высказывались обвинения Брэнсону в «продолжении кампании против нас в средствах массовой информации» и делалось заявление, что «побудительным мотивом мистера Брэнсона является создание рекламы себе и своей авиалинии».

В велении «боя» была допущена ошибка, и Брэнсон собирался наказать их за это. Цитируя это письмо, он возбудил против British Airlines и ее председателя дело о клевете.

В начале 1993 года British Airways уладила дело о клевете за 610 000 фунтов стерлингов - и то время это была самая высокая сумма, когда-либо уплаченная в Британии по такому делу, — плюс все судебные издержки. Общий счёт составил более 5 млн фунтов стерлингов.

Но, как в 1993 году отмечала одна из газет:
«Дело о "грязных трюках" дало Брэнсону больше, чем просто 610 000 фунтов стерлингов компенсации и извинения со стороны его главного врага лорда Кинга. Оно также способствовало росту его популярности у публики, которая инстинктивно поддерживает беззащитного малыша перед агрессивным великаном. Теперь миф Брэнсона популярен как никогда».

Позже сам Брэнсон оказался обвиненным в клевете, но снова вышел сухим из воды. Иск был подан Гаем Сноуденом, председателем американской игорной компании Gtech и членом правления организатора лотереи Camelot. После того как просьба Брэнсона об организации лотереи в Великобритании путём консорциума была отклонена, он утверждал, что Сноуден пытался предложить ему взятку за выход из борьбы за организацию Национальной лотереи Великобритании. Сноуден отверг это утверждение, возбудив против Брэнсона дело о клевете. Это оказалось ошибкой. Один адвокат заметил, что в делах о клевете Ричард Брэнсон, как говорится, «собаку съел» и потому является кошмарным истцом. Среди фигур британской общественной жизни он обладает безупречной репутацией, и к тому же он — любимец публики.

Питая слабость к героям и злодеям, британская пресса охарактеризовала Сноудена как злодея, а Ричарда Брэнсона - как защитника прав человека. Его победа в суде привела к тому, что Сноуден покинул свой пост в Camelot. Брэнсон отдал 100 000 фунтов стерлингов компенсации на благотворительность.

Комментариев нет:

Отправить комментарий